Древние греки о нравственности
Большое значение нравственному воспитанию придавали менее древние, но от этого не менее мудрые древние греки. Такие мыслители, как Сократ, а так же его ученики: Платон и Аристотель во главу угла развития каждой личности ставили в первую очередь становление высокоморальных принципов, а не достижение материального благосостояния.
В исторических архивах сохранились упоминания жителей Афин, гражданином которых был Сократ, что когда он приходил на городской базар, одетый почти в самую простую одежду, он часто говорил: «Как много здесь вещей, которые мне не нужны!»
«Познай самого себя» — этот призыв Сократа, дошедший до наших дней, несёт в себе не только познавательное значение, но и глубокий нравственный смысл. Важно понимать, что, как и древние ведические мудрецы, так и греки считали, что человек – это не этот волосатый кожаный мешок с костями и мышцами доверху набитый потрохами, с которым многие привыкли себя ассоциировать.
И те и другие принимали и транслировали идею о том, что вначале Творения не было никакой материи, а была лишь идеальная энергия, которую они называли Бог, Творец и т.п. Человека они рассматривали как душу, сознание — частицу единой изначальной энергии или Бога. Поэтому воспитание нравственности являлось прямой целью существования, существования для самосовершенствования и самопознания.
Вот, что говорил Сократ в один из последних дней своей жизни:
«Любовь. Любить всех. Понять, что другой– это ты. И любить его. Если есть в тебе это, тогда разум сможет подсказать истину. И я никогда не был счастлив так, как в тот миг, когда почувствовал эту любовь в себе. И оттого мне так хочется жить сейчас. И немало из того, что я утверждал прежде, перестало казаться мне сейчас истиной».
Позднее Аристотель развивал идеи Сократа:
«Самый лучший человек не тот, кто поступает сообразно с добродетелью по отношению к себе, а тот, кто так поступает по отношению к другим, а это – трудное дело».