Ученые о воспитании нравственности
Как можно направить воспитание в русло нравственности в современных условиях?
Во–первых, придётся вернуться к пониманию древних философов, а точнее к принципу идеальности их миропонимания. Пока не будет принята концепция, что человек – это не туловище, а Душа, дающая жизнь, как телу, так и уму, ни ребенку, ни взрослому невозможно будет понять, зачем необходимо развиваться нравственно и духовно.
Путём совместного с ребёнком анализа жизни человека, священных писаний, высказывания Святых необходимо прийти к пониманию: «что человек поссет, то он и пожнёт». Каждый формирует свою судьбу самостоятельно, и своим отношением к имеющемуся определяет то, что получит в будущем.
Известно, чем больше запущена проблема, тем сложнее будет её решение. Отсутствие нравственных убеждений у детей, несомненно, является проблемой, разрешением которой придётся заниматься и учителям, и родителям вместе, т.к. это проблема не конкретной личности, а общая проблема. Безнравственный человек может доставлять беспокойство всему обществу, поэтому воспитание морали – задача общая.
Воспитание гуманности должно продолжаться не только в раннем возрасте, но и в течение всего школьного образования. Конструктивные, интересные школьнику диалоги с родителями и учителем о проблемах совести, морали существенно помогают ребятам понять суть нравственных убеждений, моральных норм.
Несомненно, наши древние предки, такие как ведический мудрец Парашара Муни, прародитель самой древней системы астрологии, а так же древнегреческие мудрецы Сократ и Аристотель были очень проницательны и уделяли воспитанию нравственности огромное значение.
Однако и среди мыслителей недавнего прошлого есть очень достойные педагоги и философы, которые тоже осознавали ключевую роль высокоморальных принципов в становлении человека.
Замечательный педагог Ян Амос Коменский, который оказал огромное влияние на развитие педагогики и дидактики, в своём трактате «Наставление нравов» приводит изречение древнего философа Сенеки:
«Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней».
Там же Коменский цитирует народное изречение:
«Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».
Ещё один выдающийся педагог Иоганн Генрих Песталоцци, который считал нравственное воспитание основной задачей детского воспитательного учреждения, говорил о том, что только нравственность формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям. Большое внимание нравственности уделял немецкий педагог Иоганн Гербарт (1776-1841), он писал:
«Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность».
Л. Н. Толстой также высоко ценил важность нравственного воспитания, он говорил:
«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
К. Д. Ушинский, педагог-классик прошлого в своей статье «О нравственном элементе воспитания» замечал:
«Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».